Немаловажную роль в формировании социально активной личности обучающихся, с активной жизненной позицией играет развитие соуправления в лицее. Работа в данном направлении благоприятным образом отражается не только на формировании коммуникативных и организаторских умений лицеистов, но и на становлении их личности в целом.

Система лицейского соуправления – это управление, при котором сами учащиеся при содействии педагогов организуют свою жизнедеятельность через организации «Восьмицветик», Совет лидеров.

В начальной школе действует детская организация «Восьмицветик». Работа ведётся по направлениям:

  • Героем можешь ты не быть, но гражданином быть обязан (гражданско-патриотическое-правовое).
  • Искусство манит и зовёт, и наших достижений ждёт (художественно-эстетическое).
  • Люби и знай родной свой край (эколого-краеведческое).
  • Чтоб здоровым, сильным быть, о спорте нам нельзя забыть (спортивно-оздоровительное).
  • Чтение – вот лучшее учение (работа библиотеки).
  • Кто знает правила движения, тому почёт и уважение (профилактика ДДТТ).
  • Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться (предметная компетентность).
  • «Классные» классные дела.

В основной и средней школе работа осуществляется в рамках программы «Школа лидерства», которая является теоретической базой и через занятия психолога лицея с лидерами, тренинги позволяет раскрыть лидерские качества обучающихся, создать условия для успешной социальной адаптации подростков и помогает проявить свои умения в социально значимых делах лицея. Программа развивает активный стиль общения и лидерские навыки.

Организационные проблемы жизнедеятельности обучающихся решает Совет лидеров, в который входят лидеры 5-11 классов. Выборы в классе проходят два раза в год, что дает возможность каждому из лицеистов стать лидером и проявить свои организаторские качества. Собрания Совета лидеров проходят 1 раз в неделю. Работа осуществляется по видам деятельности: познавательная, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, информационная и др.

Лидерами был подготовлен и проведены ряд мероприятий, ставших традиционными: экологическая акция «Сохраним дерево», конкурсная программа «Мистер и Мисс лицея», акция «Суперумник», фестиваль «Музыкальные стили», фестиваль «Минута славы», новогоднее шоу-аттракционов, благотворительная акция «Дорогою добра» (помощь дому малютки города Балаково). Отлаженная работа Совета лидеров позволяет расширить круг участников и привлекать для организации и проведения некоторых мероприятий обучающихся 5-11 классов, не состоящих в совете.

Данный опыт способствует сплочению лицеистов. Силами лидеров были организованы и проведены общелицейские акции, которые позволили объединить детей для достижения общей цели и способствовали развитию коммуникативных компетенций. Также этот опыт применялся лицеистами на более высоком уровне. Наши ученики являются постоянными участниками и организаторами традиционных городских митингов и акций: молодежной акции «Россия для всех», патриотической акции «Я — гражданин России», городской акции памяти жертв ДТП «Голубь мира», митинга «День скорби», акции «Свеча памяти».

Методика «Оценка деятельности классного руководителя глазами обучающихся и родителей» 2010-2011 учебный год 2011-2012 учебный год 2012-2013 учебный год
«Развитие самоуправления в классе» высокий 91 % высокий 92 % высокий 93 %

Вся работа направлена на реализацию цели воспитательной работы: создание сплочённого классного коллектива, признающего значимость личности в достижении общей цели;
задач воспитания:

  • формирование благоприятного психологического климата в классе, бережного и уважительного отношения к окружающим людям;
  • раскрытие творческого потенциала членов коллектива через периодическую смену поручений;
  • развитие интеллекта учащихся, ответственного отношения учащихся к поручениям;
  • создание ситуации успеха для каждого члена классного коллектива.