Из истории

1.      Проблемная
Ирина Владимировна Сергеева

Идея создания музыкально-эстетического лицея (МЭЛ) родилась из категорического несогласия со сложившейся системой образования художественно-одаренных детей. «Хочешь заниматься музыкой, иди в музыкальную школу», — было безальтернативным решением проблемы. Обучение в двух школах приводило к перегрузкам, к необходимости решать почти Гамлетовский вопрос «какая школа важнее?», к противоречиям внутреннего мира ребенка.

2.      Эстетическая
3.      Историческая

История МЭЛ началась со студии дошкольного музыкально-эстетического воспитания при Саратовском Доме Ученых в 1989 году. Ее создатели – преподаватели Университета, Консерватории, профессиональные композиторы и художники решили претворить свою мечту о «школе», где можно встретиться с искусством. В студии были основы математики и живопись, музыкальные и философские игры, ритмика, мир букв и сольфеджио, сказка и миф. И была импровизация – пластическая, художественная, инструментальная, театральная, вокальная, которая давала свободу и радость творчества.

Постепенно наметились ориентиры будущей школы: музыкально-гуманитарная направленность, творческая контактность педагогов и родителей, ведущая роль методов, стимулирующих творческое развитие и самостоятельное мышление. Было естественное желание продолжить интересную работу и сотрудничество с одаренными детьми.

Проект школы нового типа, совмещающий общее и музыкально-эстетическое образование был защищен на совместной Коллегии областного Управления образования и Управления культуры. Ее решением в 1992 году был открыт муниципальный Музыкально-эстетический лицей для художественно одаренных детей.

4.      Философская

Музыкально-эстетический лицей — учебное заведение нового типа, которое объединяет  полное  среднее и обязательное музыкально-эстетическое образование. Интеграция образовательных областей (общей и музыкально-эстетической), интенсифицирует поток познания, количественно и качественно преобразует мышление учащихся и обеспечивает гармоничность интеллектуального и художественного развития, что дает нашим выпускникам возможность поступать в любые высшие учебные заведения, в том числе и в консерваторию.

Лицей, являясь первым в Саратовской области общеобразовательным учреждением, имеющим статус Федеральной экспериментальной площадки, разработал и апробировал эффективную модель интегрированного музыкально-эстетического и общеобразовательного обучения, создав систему, способствующую интенсивному творческому развитию художественно одаренных детей, раннему самоопределению и самореализации через творчество.

МЭЛ — не только школа, но и концертный зал, детская филармония, картинная галерея с постоянно обновляющимися вернисажами, музей им. А.Г. Шнитке, поэтический клуб, детский театр, база для проведения Всероссийского конкурса юных композиторов им. А.Г. Шнитке, областных и районных конкурсов и конференций.

 — эти слова великого русского педагога Г.Нейгауза  определяют смысл создания единого творческого пространства МЭЛ – с уроками, исполнительскими спецклассами, студиями, мастерскими. МЭЛ осуществляет главную тенденцию, востребованную в современном отечественном образовании и ориентированную на современный социальный идеал – на личность, свободно реализующую себя в социокультурном пространстве,  способную обеспечить дальнейшую эволюцию цивилизации.

Лицей ведет большую научно-исследовательскую работу в области педагогики. На базе лицея созданы 3 научных лаборатории, которыми руководят ученые Саратовского государственного университета.

Опыт нашей работы описан в 5 научно-практических монографиях и востребован в России. Лицей имеет 7 дипломов победителя Всероссийских конкурсов в области образования и 2 «Национальных сертификата качества» образования за разработку проекта «Креативное образование».

Главным критерием качества деятельности лицея является развитие творческой одаренности лицеистов, которая проявляется в их креативном результате.

Среди учащихся лицея – 10 стипендиатов Фонда культуры РФ, стипендиаты Министерства культуры РФ, стипендиаты Саратовской губернии, 10 учащихся награждены знаками «Надежда Губернии». Все учащиеся, окончившие МЭЛ, стали студентами вузов — музыкальной, естественно-научной, гуманитарной направленностей. Многие продолжили образование в аспирантуре в нашей стране и за рубежом (в Англии, Германии, США, Чехии, Норвегии).

Лицеисты показывают высокие результаты в конкурсах и олимпиадах по гуманитарным предметам, музыкальным и художественным специальностям. Только за 2010- 2011учебный  год лауреатами конкурсов стали 292 человека (всего   в  лицее учатся  304 ученика), из них – лауреатами  международных конкурсов – 57 человек, всероссийских конкурсов- 43 человека.

В лицее работают 96 преподавателей, из них 24 человека – профессорско-преподавательский состав Саратовской государственной консерватории и Саратовского государственного университета, 31 человек имеют отраслевые награды, 7 человек – победители конкурса лучших педагогов в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» (2006 – 2010 гг.), 3 человека победители областного конкурса «Учитель года».

С 2003года музыкально-эстетический лицей носит имя гениального композитора XX века Альфреда Гарриевича Шнитке, родившегося в городе Энгельсе.