Методическое объединение учителей русского языка, литературы и истории – активная, творческая команда, составная часть креативного коллектива МЭЛ.

 

В 2011-2012 учебном году учителя продолжили работу над проектом МЭЛ «Развитие человеческих ресурсов в креативной образовательной среде», работали над проектом МЭЛ «Научно-методическое сопровождение одаренных детей – стратегический вектор процветания России в XXI веке», изучали методы и формы обучения при внедрении ФГОС.

          Кураторами методического объединения являются:
          В.В.Смирнова, к.ф.н., доцент кафедры русской литературы и методики преподавания ИФиЖ СГУ им. Н.Г. Чернышевского к.ф.н.,
          Т.А.Бочкарева, к.ф.н., доцент кафедры логопедии и психолингвистики факультета педагогики начального и коррекционного образования ИФиЖ СГУ им. Н.Г.Чернышевского
Коллектив МО учителей русского языка, литературы и истории – это учителя высшей категории. Многие из них имеют почетные звания и награды.
          Е.Б.Андреева-Люксембургская – Почетный работник общего образования РФ.
          Г.С.Зинченко – Почетный работник общего образования РФ, победитель ПНПО.
          Т.И.Морозова – Заслуженный учитель РФ.
          Л.В.Петрова — победитель городского конкурса «Учитель года-96», награждена Грамотой Комитета по образованию и молодежной политике (2008)
          Е.В.Сухоницкая – награждена Грамотой Комитета по образованию и молодежной политике АЭМР (2012)
          Ю.Б.Шарова – награждена Грамотой Комитета по образованию и молодежной политике (2007г.), Почетной грамотой Министерства образования Саратовской области (2009г.), Почетной грамотой Главы Энгельсского района (2009г.)

Два педагога работают в методической сети гуманитарного образования Энгельсского района:
Е.Б.Андреева-Люксембургская ведет клуб учителей истории «Творческое кредо»;
Г.С.Зинченко ведет мастер-класс «Работа в сетевых профессиональных сообществах – путь к успеху учителя».

Учебно-методические комплекты

Преподавание русского языка в 5-9 классах ведется по УМК под ред. В.В.Бабайцевой. Основные принципы, определяющие школьный курс русского языка, по мнению В.В.Бабайцевой, – это системность изложения теоретических сведений и развитие речи учащихся на основе изучения теории языка. А знание теории, по мнению авторов, – самая надёжная основа совершенствования речи, формирования норм литературной устной и письменной речи (см. далее )
Выбор учебника обусловлен спецификой учебного процесса в МЭЛ: на уроках русского языка большое место отводится освоению теоретического материала, в конце изучения тем школьного курса предусмотрены зачёты по теории, а по итогам года учащиеся МЭЛ сдают обязательный переводной экзамен по русскому языку

Преподавание литературы ведется по нескольким УМК:
под ред. В.Г. Маранцмана
под ред. Б.А.Ланина
под ред. В.Я.Коровиной
Особенностью преподавания литературы в лицее является курс зарубежной литературы для 5-8 классов по программе Н.П.Михальской. Это способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. Раздвигаются временные и пространственные горизонты литературного развития в разных странах, открывается возможность познакомить детей с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества. В соответствии с программой изучение зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения произведений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства.
Педагоги МЭЛ — настоящие ценители и знатоки литературы — стараются вовлечь в процесс активного чтения своих учеников. Летнее чтение — основа основ воспитания культурной, разносторонней личности. Ежегодно сайт библиотеки МЭЛ организует форум “Читайте летом!”, где представлены списки для чтения, ведется диалог с юными читателями.

Государственная итоговая аттестация

Экзамен по русскому языку в новой форме выпускники 9 класса сдают с 2009 года. Показатели МЭЛ традиционно высоки и лидируют в районе.


С 2009 года в старших классах МЭЛ реализуется система обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП), что дает возможность осуществления качественной подготовки к ЕГЭ по предметам “Русский язык” и “Литература”. Подробнее организация обучения по ИУП представлена в разделе “ЕГЭ, ГИА”.
В диаграмме представлено процентное соотношение среднего балла ЕГЭ по русскому языку и литературе по Саратовской области и в МЭЛ за последние 4 года.

ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ по литературе

Проектная деятельность.

Расширение образовательного пространства МЭЛ достигается за счет проектной деятельности. В лицее существует ряд постоянных проектов:
1) «День лицея», который традиционно проводится 19 октября. За 10 лет
существования проекта его рамки существенно расширились за счет внедрения
методики творческой деятельности учащихся. В результате реализации проекта
устанавливается органическая связь между уроками литературы и внеклассной
работой, последовательно реализуется основополагающий в концепции МЭЛ
принцип концертности, создается единство творческого коллектива, атмосфера
равноправия, что соответствует духу братства пушкинского Лицея.
2) «Радуга слова». Этот проект реализуется для учащихся 5-6 классов. Он позволяет

  • мобилизовать основы знаний, заложенные в процессе обучения школьников
  • русскому языку;
  • активизировать навыки самостоятельной профессиональной деятельности в сфере научного исследования;
  • развивать креативные способности учащихся и навыки презентации результатов своего творчества.
  • Из этого проекта вырос областной фестиваль гуманитарной культуры «Радуга творчества», включающий:
  • конкурс знатоков русского языка, конкурс юных переводчиков, конкурс сочинений о слове и музыке (для 4-6 классов)
  • гуманитурную конференцию “Язык. Культура. Человек”.

3) «Наш земляк – Лев Кассиль». Данный проект через знакомство с жизнью и
творчеством Л.А. Кассиля позволяет развивать у ребят чувство принадлежности
малой родине, создавать условия для личностного развития и расширения
творческого потенциала учащихся.