Главная » Конференция «Концертная педагогика»

27 декабря 2013 года в МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А.Шнитке», областном ресурсном центре «Одаренные дети» была организована и проведена научно-практическая конференция «КОНЦЕРТНАЯ ПЕДАГОГИКА: теория и практика образовательной деятельности».

Конференция проводилась в рамках цикла мероприятий, посвященных внедрению концертной педагогики в образовательно-художественную среду музыкально-эстетического лицея им. А.Г. Шнитке. В ней приняли участие представители ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, АНО ВПО «Смольный институт Российской Академии Образования», Общественной академии Акмеологических наук, Академии инноватики Глобаликс-Р, Саратовской государственной консерватории им.Л.В.Собинова.

На пленарном заседании были представлены доклады, представляющие концептуальные основы концертной педагогики.

Ж.И. Преображенская, заведующая кафедрой искусствознания МЭЛ, руководитель школы-лаборатории «Музыкальное образование: теория и практика» в своем докладе «Теоретико-методологические основы концертной педагогики» представила участникам конференции коллективную разработку педагогов лицея «Концертная педагогика: теория и практика образовательной деятельности. Книга 1». Важным моментом доклада стало определение концертной педагогики как важнейшей методологической парадигмы в деятельности музыкально-эстетического лицея, основанной на интеграции общего и музыкально-эстетического образования, в единстве школьной педагогики с разнообразными концертно-сценическими формами, в объединение двух социальных явлений – школы и концерта. При этом докладчик сделала акцент на родственности семантики концерта как музыкального жанра и формы исполнения музыкальных произведений школьной педагогике, которая проявляется в интегративной сущности, многоуровневой диалогичности, синтезе рационального и иррационального типов мышления, коммуникативности и т.д.

В докладе были названы основные формы реализации концертной педагогики: эстетизация образовательной среды, введение концертно-сценических форм в уроки, проекты, внеклассные мероприятия (конференция-концерт, конференция-спектакль, построение уроков в сонатной форме, в форме рондо и т.д.) и социальные практики учащихся. Главное, то, что концертная педагогика – это система современного полипрофильного образования в условиях развивающейся творческой среды, формирующее культуру жизни современного молодого поколения.

читать доклад полностью

В следующем докладе «Роль концертной педагогики в формировании научной и художественной картины мира» Е.М. Лысенко, д.ф.н., к.пед.н., научный руководитель инновационной проектной деятельности МЭЛ, действительный член академии Акмеологических наук, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, заведующая кафедрой акмеологии образования Академии инноватики «Глобаликс-Р» доказала, что концертная педагогика позволяет ученику постигать мир культуры в смысловом и творческом становлении, само- и со-изменении субъектов образовательного процесса. При этом, созидание смысла происходит в интеракциях учителя и учеников в особой культурно-исторической реальности, порождая новые социокультурные феномены, презентующие себя в исполнительских практиках и продуктах деятельности школьников. В концертной педагогике соединены майэвтические диалоги Сократа и эвристическая беседа, театральная педагогика и диалогические формы взаимодействия, проговаривание смыслов во внешней речи и проигрывание их на музыкальных инструментах, логика и чувственный порыв, рациональное и иррациональное.

Е.М.Лысенко пояснила, что концертная педагогика не является инструментом, объектом, технологией, которой можно заменить традиционные образовательные практики. Применение в работе школы элементов концертной педагогики делает возможным исследование взаимоотношений педагога и культуры, принципиально усложнившихся на современном этапе социального развития. В процессе образования у учащихся формируется научная картина мира, на которой знаниевая педагогика с традиционным набором дидактических методов делала акцент.

Механизм усиления междисциплинарных взаимодействий приводит к интеграции в особые блоки естественнонаучной и социальной картин мира, базисные представления которых включаются в общенаучную картину мира, усиливаются интегративные связи дисциплинарных онтологии, которые все более выступают фрагментами или аспектами единой общенаучной картины мира.

Е.М. Лысенко считает, что в рамках обращения к концертной педагогике как теории и практики образовательной деятельности уместнее говорить о формировании у школьников художественной картины мира (ХКМ), как специфической формы мировосприятия, которая выступает как альтернатива реальному миру и представляет собой результат внутренней работы автора, его творческой деятельности.

ХКМ играет большую роль в формировании личности. Компонентами картины мира является человек и его ценностная ориентация в мире, пространство и время. «В культуре прошлое постоянно присутствует в настоящем. Эта связь времен для человека культуры всегда встает как личная, экзистенциальная проблема. Соединение прошлого и настоящего культуры, пережитое в субъективном времени, выводит человека в сверхчувственном переживании за собственные пределы (Арнольдов).

Задача концертной педагогики – сформировать единую картину мира с акцентом на экзистенциальной сути художественной картины миры, гармонизирующей образ мира в целом.

читать доклад полностью

Доклад С.В. Волошко, кандидата искусствоведения, доцента Саратовской госдарственной консерватории им. Л. В. Собинова, «Креативная сущность концертной педагогики» дал возможность слушателям понять креативную направленность концертной педагогики, способствующей развитию творческого воображения, творческой ассоциативности, творческой интуиции и творческой рефлексии. В качестве примера был представлен сценарный план урока-проекта «Средства выразительности в искусстве». Среди креативных тенденций концертной педагогики были названы: способность формировать комплекс современных компетенций, умение генерировать идеи, способность к анализу и совместному принятию решений, мотивация получать современные знания, познание новой логики и нового мышления, ориентация в современном социокультурном пространстве.

Особо была выделена мысль о том, что через искусство приобретается богатый информационный, мыслительный и символический опыт, который обобщается каждым индивидуально и выступает как основа рефлексивного понимания собственной жизни.

Далее опыт реализации основ концертной педагогики были представлены в работах двух секций.

Секция I
«Реализация принципов концертной педагогики в образовательно — художественном пространстве музыкально — эстетического лицея им. А.Г. Шнитке».

Участникам конференции были предложены доклады:

1. Концертность как особый вид открытой демократичной и коммуникативной педагогики — И.В. Сергеева, директор лицея, заслуженный учитель РФ.

В докладе были рассмотрены формы реализации концертной педагогики: расширенное учебное пространство (уроки не только в лицее, но и в других образовательно-художественных структурах), разомкнутость учебного пространства: обучение не только в классах, но и индивидуальное, в разновозрастных коллективах и др., широкая коммуникативность через участие в многочисленных конкурсах, конференциях, выставках разного уровня, через гастрольную деятельность учащихся и педагогов по РФ, через научно-методическую деятельность с вузами России, через всероссийские и международные проекты и т. д.

Открытость предполагает вовлечение родителей в учебно-художественный процесс лицея (уроки, гастроли, концерты, экскурсии и др.).

Демократические основы концертной педагогики были определены как презентация своего творчества, личное мнение, «защита своего лица», публичная самореализация, когда каждому ученику предоставляется возможность презентовать свое «Я», высказаться и быть услышанным. При этом важную роль играет для каждого лицеиста возможность участвовать в различных детских организациях (совет лидеров, совет старшеклассников и др.), в творческой и концертной деятельности, в школьной прессе, в работе Управляющего совета.

2. Симметрия в природе и культуре (к вопросу об эффективности методов концертной педагогики при формировании метазнаний обучающихся) — Т.В. Кривошея-Бейдик, преподаватель музыкально-эстетического цикла.

Докладчик обобщила опыт педагогов, который позволяет выйти на философский уровень с ориентацией на гегелевское положение о всеобщей связи явлений бытия. Такой уровень познания и мыследеятельности значительно выше традиционно-школьного. Как справедливо отмечал немецкий философ Георг Зи́ммель, «философское мышление осуществляет личное, а олицетворяет сущее».

В качестве иллюстрации была представлена конференция «Симметрия в природе и культуре» для учащихся 7-8 классов.

Тема конференции выбрана не случайно – это проблема, имеющая универсальное значение, поэтому её осмысление в пространстве разных предметов даёт возможность познания многих сущностных процессов бытия и всеобщей связи явлений. В итоге складывается креативная система познания, самопознания и самовыражения учеников на основе формирования системных представлений об универсуме. При этом процесс познания в пространстве конференции представляется как восхождение от частного к общему: частный, т. е. предметный элемент из курса математики, русского языка, геометрии, биологии, литературы, теории музыки, МХК, исполнительства через последовательность этапов расширения и углубления его познания выводится на новый метапредметный философский уровень. Опыт показывает, что такой процесс познания создаёт условия для пробуждения, развития и ассимиляции глубинных интеллектуальных и эмоциональных состояний учеников. Сознание начинает выделять, осмысливать и соотносить одно явление с другим, находить сущностные связи между ними.

Пространство конференции эстетизировано, так как в нем большое место уделено различным сферам искусства: живописи, архитектуре, музыке. В конференции при рассмотрении законов симметрии в музыкальных формах звучит концертное исполнение произведений классической музыки.

Таким образом, интеграция предметных знаний разных областей с философской ориентацией и использование в конференции принципов концертной педагогики обеспечивает интенсивное общекультурное и личностное развитие и саморазвитие учащихся.

презентация к докладу

3. Художественное поле Павлово-Посадского платка — Е.Р. Колтун, преподаватель музыкально-теоретических предметов

Докладчик представила опыт использования методов концертной педагогики в условиях интегрированного урока на примере урока в 4 классе по теме «Художественное поле Павлово-Посадского платка». Планируя методическую разработку урока были интегрированы предметы общего (внеклассное чтение, окружающий мир) и музыкально-эстетического цикла (сольфеджио, слушание музыки, хореография, хоровое пение).

Диалоги учителя с учениками о выразительных средствах стихотворения, об ассоциации с русской сказкой, о музыкальности и красочности текста; исполнение учащимися «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; сравнение узоров платка с мелодико-ритмическими узорами музыкального произведения; сопоставление двух видов народного искусства: предмета декоративно-прикладного искусства и жанра русской народной песни; знакомство с образцом русской народной песни «Со вьюном я хожу», анализ ее ритмического и мелодического рисунков; сольное и хоровое исполнение песни, ее хореографическая интерпретация; экскурсия по виртуальному музею Б. Кустодиева; творческая рефлексия учащихся: о подготовке к выставке работ учащихся «Художественные фантазии на темы Павлово-Посадского платка» и концерта учащихся спецкласса сочинения музыки «Музыкальные фантазии на темы Павлово-Посадского платка», все это позволяет решить следующие задачи:

  1. Развитие творческого воображения во взаимосвязи визуального, словесного, музыкального образа произведений декоративно-прикладного искусства.
  2. Развитие ассоциативного мышления учащихся в сравнении между красочным рисунком платка и мелодиями русских народных песен.
  3. Развитие исполнительского потенциала учащихся в соответствии с концепцией концертной педагогики через введение в урок концертно-сценических форм.
  4. Формирование метазнаний во взаимосвязей природы и культуры

В рамках работы второй секции «Аспекты концертной педагогики во внеклассной деятельности» были заслушаны доклады:

1. Школьная театральная педагогика: к истории вопроса — О.А. Антонова, д.пед.н., профессор факультета искусств, руководитель направления подготовки «Театральная педагогика» Смольного института РАО,член Совета Международной ассоциации руководителей театров, профессор Смольного института РАО, руководитель Международного Арт-Бизнес центра «Volant»

Докладчик отметила, что история отечественной педагогической мысли и практика школьной театральной педагогики свидетельствуют о ее глубинных традициях в русской культуре, освоение которых поможет становлению школьного театра в современной школе. В выступлении были приведены убедительные аргументы о том, что школьная театральная педагогика как форма образовательной художественно-эстетической деятельности, отвечает потребности культуры в самосохранении и развитии, возникает в недрах культуры, соприроден театру как виду искусства и проходит путь исторического становления от синкретичных форм первобытности и Древнего мира к функциональной определенности учебного школьного театра позднего средневековья, к самостоятельному существованию в образовательных системах Нового времени. Кроме того, компоненты методики школьного театра (режиссерско-педагогический замысел, создание сценария, актерское мастерство, партитура спектакля, репертуар школьного театра) корректируются, уточняются структурно и содержательно в зависимости от возрастных особенностей учащихся и характера эпохи. Современный урок требует сценарного подхода; в этом смысле можно рассматривать образовательную деятельность школы как сценарно-импровизационную, эстетическую, профессионально-педагогическую деятельность. Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы реализует потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции, что делает процесс гуманизации образования более реальным.

читать доклад полностью

2. Арт-терапия как метод оздоровления и творческой реализации личности – О.А. Рагимова, д.ф.н., к.мед.н., профессор кафедры технологического образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского, награждена медалью академии естественных наук.

Докладчик представила участникам конференции арт-терапию как эффективный способ развития креативности, развития и гармонизации личности. Главной задачей арт-терапевтических методик дать возможность ребенку выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для «исцеления» отдельных лиц и групп, но и для «социального врачевания». Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны. С развитием арт-терапии связываются надежды на создание такой гуманной, «синтетической» методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

Докладчик выделила главные преимущества арт-терапии: возможность к установлению отношений, является процессом осознания себя и мира, представляет собой творческий поиск и эффективным способом социальной адаптации.

читать доклад полностью

3. Сказкотерапия как метод концертной педагогики — Ю.А. Лысенко, ассистент кафедры психологии, педагогики, акмеологии СУ РАО.

В докладе были раскрыты основы сказкотерапии как способа интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. «Лечение сказкой» представляет такой ресурс, который помогает решать профессиональные задачи и врачам, и психологам, и педагогам.

Целостный учебный процесс с неизбежностью обращается к методике школьного театра, которая имеет своим предметом описание взаимодействия трех его «героев-соучастников», трех основных компонентов: спектакль как совместное творчество играющего ребенка и педагога-режиссера. При этом можно проигрывать авторские сказки, а можно обращаться к сказкам И.В. Вачкова, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, Р.П.Ефимкина, Н.А.Сакович, Р.М.Ткач и других авторов.

В докладе особенно ярко были представлены особенности организация работы над спектаклем по сюжетам сказки как сложный и длительный процесс, имеющий свои трудности и противоречия, в котором достаточно отчетливо прослеживаются такие компоненты как режиссерско-педагогический замысел, создание сценария, актерское мастерство, партитура спектакля, репертуар школьной филармонии.

читать доклад полностью

На следующем этапе конференции участникам представилась возможность получить более подробные комментарии по вопросам теории и практики концертной педагогики и высказать свое мнение по проблемам интеграции общего и музыкально-эстетического образования.

Ж.И.Преображенская в качестве ведущей дискуссии предложила обсудить вопросы:

  • Концертная педагогика: традиции и новации;
  • Концертная педагогика: теоретическая модель или технология;
  • Каково место концертной педагогики в формировании культуры жизни одаренных школьников;
  • Концертная педагогика: за и против.

Педагоги в свободной дискуссии активно высказывали свои взгляды на концертную педагогику и в итоге было принята резолюция конференции, которая определила дальнейшие стратегические и тактические планы лицея как инновационного образовательного учреждения.

По итогам конференции была принята резолюция (см. резолюцию полностью)