Главная » Инновации » МЭЛ – региональный ресурсный центр

МЭЛ – региональный ресурсный центр учебно-методического центра Министерства культуры Саратовской области по работе с одарёнными детьми.
Отчет о деятельности
МБОУ «МЭЛ им. А.Г. Шнитке»
как ресурсного центра

за 2012 — 2013 учебный год.

1. Направления деятельности
Деятельность ресурсного центра за истекший период осуществлялась по следующим направлениям:

  • Научное исследование одаренности.
  • Формирование инновационного воспитательного пространства.
  • Проблемы и перспективы становления и развития образовательного учреждения как Новой школы.
  • Управление образовательным учреждением в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
  • Научно-методическое сопровождение педагога, повышение квалификации учителей в образовательном учреждении.

2. Распространение педагогического опыта
В 2012/13 учебном году работа ресурсного центра велась согласно плану, который был реализован в полном объеме.

В лицее были проведены запланированные педагогические семинары, тренинги, традиционная августовская сессия педагогов, тематические педагогические советы, что позволило успешно реализовать мероприятия по распространению педагогического опыта в рамках Ресурсного центра.

Педагоги продолжили разработку и оформление собственных (авторских) методик и технологий в целях обобщения и развития инновационного опыта педагогов через публикации в различных изданиях (см. таблицу 1).

В истекшем году были получены положительные отзывы об инновационных продуктах: «Модель интегрированной креативной среды-ИКС», «Программа психолого-педагогического сопровождения субъектов образования», «Программа просвещения по проблеме одаренности в рамках клуба «Эффективный родитель», что позволило диссеминировать опыт МЭЛ и укрепить позитивный имидж лицея.

Таблица 1

Дата Публикация Авторы Издательство
Ноябрь 2012г. Монография «Конструирование жизненного мира одаренного ребенка» Авторы Н.В.Бригадиренко, Е.М.Лысенко Издательство LAP Lambert Academic Publishing (Германия)
Декабрь 2012 г. Культура жизни одаренных детей: созидание и самосозидание Коллективная монография по ред. Е.М. Лысенко Саратов. Изд-во Наука, 2012. ISBN 978-5-91879-205-6 83 с.
Февраль 2013 г. Сборник по итогам конференции (54 статьи педагогов области, 15 статей педагогов МЭЛ) Региональная научно-практическая конференция «Одаренность: пространство будущетворения» Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука» 2012. ISBN 978-5-9999-1582-5-284 с.
Июнь 2013г. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования в интегрированной креативной среде Саратов — Санкт-Петербург: Коллективная научная монография / под ред. Е.М. Лысенко. Изд-во Саратовский источник, 2013. ISBN 978-5-91879-205-6 – 214 с.
Август 2013 г. Целевого номера №7 журнала, посвященный инновационной практике лицея. Статьи педагогов МЭЛ Редакция «Практического журнала для учителя и администрации школы».
В течение года Статьи в сборниках по итогам конференций различного уровня Педагоги МЭЛ 17 статей

Заседания творческой рабочей группы

Регулярно (1 раз в четверть) проводились заседания творческой рабочей группы в рамках деятельности МЭЛ им. А.Г. Шнитке как Ресурсного центра «Одаренные дети».

На встречу приглашались не только координаторы школ по работе с одаренными детьми, но и психологи, которые активно включились в процесс обсуждения накопившихся проблем. В истекшем году группа пополнилась представителями МБОУ «СОШ №33» и техникума профессиональных технологий, что свидетельствует об актуальности и эффективности выбранных направлений, качестве проведенных в прошлом году мероприятий, продуктивности системы взаимодействия со школами.

Каждый участник творческой группы проявлял активность, высказывал свои пожелания, тревогу и находил пути решения возникших задач в сотворческом взаимодействии с коллегами. В результате дискуссий появились на свет мероприятия, реализация которых позволило более глубоко исследовать проблемы одаренных детей, осознать особенности их обучения и воспитания, сделать новый шаг в создании условий для личностного развития, как детей, так и их родителей (см. таблицу 2).

Таблица 2

Дата проведения Мероприятие Участники мероприятия Количество участников/ из них из других ОУ
3.09.12г. Планирования совместной деятельности с СОУМЦ и выбор приоритетных направлений Методисты и инспекторы СОУМЦ 8/6
28.09.12г. Планирования работы ТРГ и направлений деятельности; Участники творческой рабочей группы (ТРГ) СОШ №5,12,15,30,32, центр «Позитив» 7/6
15.12.12г. Разработки технологий и систем сопровождения одаренных детей в рамках выбранного направления; педагоги-психологи СОШ №5,12,15,30,32, центр «Позитив» 13/12
11.01.13г. Обобщение опыта по выбранным направлениям. Участники творческой рабочей группы (ТРГ) СОШ №5,12,15,30,32, центр «Позитив» 7/6
11.01.13г. Знакомство с нормативно-правовой базой по проблеме одаренности, анализ итогов 1 полугодия. Участники творческой рабочей группы (ТРГ) СОШ №5,12,15,30,32, центр «Позитив» 7/6
01.03.13г. Круглый стол «Учебное и внеучебное сотрудничество — необходимая составляющая творческой среды»; педагоги СОШ №5,12,15,30,32, 33, специалист центра «Позитив, сотрудники Политехнического колледжа проф.технологий» 25/23
12.03.13г.
18.03.13г.
Совещание экспертной группы по организации конкурса «Покоряя вершины» Экспертная группа 8/6
11.06.13г. Обобщение опыта по выбранным направлениям, анализ работы за год, перспективное планирование. Участники творческой рабочей группы (ТРГ) СОШ №5,12,15,30,32, центр «Позитив» 7/6

Исследования

Научно-методическая деятельность в течение учебного года была насыщенной, разноплановой. Необходимо отметить все более активное участие педагогов в методической работе, и более того – педагогов, которые работают в МЭЛ сравнительно недавно.

С одной стороны, педагоги активно сотрудничают с педагогами других образовательных учреждений, не только распространяя свой опыт, но и повышая свое мастерство через научно-исследовательскую деятельность. С другой стороны, педагоги в рамках образовательного процесса МЭЛ ищут новые формы и методы работы с одаренными детьми, направленные на дальнейшее развитие способностей учащихся, раскрытие их потенциальных возможностей.

Практический материал по проблеме формирования креативной образовательной среды нашёл отражение в методических разработках уроков, проектах, внеклассных мероприятиях, мультимедийных презентациях, в которых было затронуто широкое интегративное пространство с выходом на эстетико-культурологическй уровень, в исследованиях, в которых приняли участие одаренные дети муниципального района и их педагоги (см. таблицу 3).

Таблица 3

Дата проведения Исследование Участники мероприятия Кол-во участников/ из них из других ОУ
Ноябрь 2012г. Мониторинг «Одаренные дети» Учащиеся 1,5,7 классов МБОУ СОШ №5,12,15,30,32, центр «Позитив» 1500 учеников
Декабрь 2012 г. «Тип рабочей мотивации» Педагоги МБОУ СОШ №5,12,15,30,32, центр «Позитив» 174/59
Январь 2012 г. Экспертиза работ по итогам конференции «Одаренность: пространство будущетворения» Педагоги области 54 работы/39
Март 2013г. «Жизненный мир одаренного ребенка» Одаренные дети МЭЛ 12

Семинары, работа с педагогами

Руководители и педагоги лицея (42 человека) в течение 2012/2013 учебного года принимали участие в работе различных конференций, семинаров и других мероприятий разного уровня (городских, областных, международных); проводили для учителей области открытые мероприятия (уроки, мастер-классы), на которых присутствовали руководители ОУ и члены муниципальных методических служб и учителей. В течение года общее число слушателей и участников, организованных по инициативе МЭЛ мероприятий, составил 602 педагога, 315 обучающихся из 32 школ района и области.

Таблица 4

Дата проведения Мероприятие Участники мероприятия Количество участников/ из них из других ОУ
9.10.12г. Семинар «Интегрированная креативная среда как условие развития одаренности» в рамках КПК Преподаватели фортепиано Саратовской области 45/42
29.10.12г. МБОУ «СОШ №12» «Возможности информационно-коммуникационных технологий в работе с одаренными детьми» МБОУ «СОШ №23,15,33,9,32, Гимназия №8, Шумейка, Красный Яр, Бурный » 26/25
30.11.12г. «Активные формы повышение профессионального мастерства педагогов» МБОУ «СОШ №23,15,33,9, Гимназия №8, Генеральское, Шумейка, Красный Яр» 36/32
13.12.12г. Участие в видеоконференции «Одаренный ребенок: формы сопровождения индивидуального образовательного маршрута, клуб «Интеллект» как одна из форм работы с одаренными детьми» организованного ГОУ ЛИЦЕЙ №590 (Санкт-Петербург) на базе Гимназии №8
МБОУ «СОШ №33, 5, 15, 32, 12»
12/11
Октябрь-декабрь Областная Конференция «Одаренность: пространство будущетворения» МБОУ «СОШ №32,42,21,Генеральское, Пробуждение, МЭЛ» 57/42
12.01.13г. МБОУ «СОШ №5» «Формирование ИСУД одаренного ребенка» педагоги СОШ №5,12,15,30,32, Генеральское, Шумейка 27/24
22.01.13г. Семинар «Интегрированная креативная среда как условие успешности участников образовательного процесса»в рамках КПК Преподаватели МОУ ДОД Саратовской области 34/32
09.02.13г. МБОУ «СОШ №30» Деловая игра «Тьюторское сопровождение одаренных детей» педагоги СОШ №5,12,15,30,32, Генеральское, Шумейка, МЭЛ 18/15
27.02.13г. Семинар «Инновационные формы повышения продуктивноности субъектов образования в рамках внедрения дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с ФГТ» Преподаватели фортепиано Саратовской области 42/40
15.03.13г. Методический семинар «проект «Мир как гармония контрастов: опыт проектной деятельности МЭЛ» Преподаватели музыки ДМШ 18/18
26.04.13г. МЭЛ им. А.Г. Шнитке «Инновационные технологии обучения одаренных детей» МБОУ «СОШ №23,15,33,9,Гимназия №8, Генеральское, Шумейка, Кр. Яр» 36/32
19.04.13г. МБОУ «СОШ № 23» «Акмеологическое становление личности высокомотивированных и одаренных детей» педагоги СОШ №5,12,15,30,32, с.Генеральское, с.Шумейка 25/23
22.05.13г. Методический семинар «Продуктивные формы духовно-нравственного воспитания и гармоничного развития личности одаренных детей» Преподаватели фольклорного отделения 17/17
11.06.13г. МБОУ «СОШ №15» «Опыт педагогов по развитию исследовательского мышления одаренных детей» Участники творческой рабочей группы (ТРГ) СОШ №5,12,15,30,32, центр «Позитив» 26/25

Работа с детьми

Сетевое взаимодействие позволило активизировать работу с одаренными детьми. Результаты работы педагогов школ, входящих в творческую группу хорошо видны в достижениях учащихся. В лицее это проявилось в повышении творческой энергоемкости образовательной среды МЭЛ. Об этом свидетельствует тот факт, что из 310 обучающихся МЭЛ победителями различных конкурсов стали 577 человек. Лицеисты приняли участие за истекший учебный год в 52 конкурсах (из них 16 международных (92 победителя) и 9 всероссийских (39 победителей)), что на 30% превысило показатели прошлого года. 32 (10% от общего количества) лицеиста приняли участие в олимпиадах различного уровня. Из них 9 (каждый третий) человек стали победителями всероссийского уровня. Значительно возросло количество лицеистов, участвующих в научном обществе. Следует особо отметить повышение качества творческих и исследовательских работ учащихся и высокую активность учителей обществоведческого цикла, активизацию учащихся в сфере точных наук.

В рамках сопровождения одаренных детей города были организованы индивидуальные занятия, тренинги личностного роста. С целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей обучающихся были проведены тематические недели по каждому предмету, конкурсы английской песни и спектакль на английском языке совместно с режиссёром из Великобритании, в котором были задействованы дети школ города. Лицеем были инициированы 6 авторских события различного уровня (см. таблицу 5). Творческая активность лицеистов проявлялась так же в 16 социальных акциях, в деятельности Совета лидеров.

Таблица 5

Дата проведения Мероприятие Участники мероприятия Кол-во участников/ из них из других ОУ
24.12.12г. Интегрированный урок «Зима» в рамках проекта «Мир как гармония контрастов» Учащиеся МЭЛ, одаренные дети г.Саратова 24/18
28.03.13г. Открытый Муниципальный литературный конкурс проектов «Город, который построил Маршак» для 1-2 кл. МБОУ «СОШ №1,12,15, 18,23, 26,30,32,33,5,3,4,9,14,16,19,20,29,31,42Патриот, Анисовка, Красный Яр, Терновка, Шумейка, МЭЛ, Гимназия №8, Пробуждение, п.Взлетный, п.Безымянное.» 212/185
29.03.13г. Открытый Муниципальный литературный конкурс проектов «Спешим, друзья, идем вперед, нас Михалков к себе зовет!» для 3-4 кл. МБОУ «СОШ №1,3,12,15, 18,23, 30,32,33,5,3,4,9,14,16,19,20,29,31,42Патриот, Анисовка, с.Красный Яр, МЭЛ, с.Шумейка, Гимназия №8, с.Узморье, с. Зеленый Дол Пробуждение, п.Взлетный, п.Коминтерн, с.Терновка, п.Новопушкинское» 178/155
26.03.13г. Областной фестиваль гуманитарной культуры «Радуга творчества» МБОУ «СОШ №1,12,15, 18,23, 26,30,32,33,Патриот, Анисовка, Красный Яр, Терновка, Шумейка, МЭЛ» 145
15.03.13г. Интегрированный урок «Дом, который построил С.Маршак» в рамках проекта «Мир как гармония контрастов» Учащиеся МЭЛ, г. Саратова 25/19
23.04.13г. Творческо-исследовательский конкурс «Покоряя вершины» Учащиеся школ области 64/52
27.03.13г.
12.04.13г.
19.04.13г.
16.05.13г.
Тренинги личностного роста для одаренных детей МР МБОУ «СОШ № 5,15,12, 23,30,32,33, МЭЛ» 45
22.05.13г. Интегрированный урок «Пасха-праздник праздников» в рамках проекта «Традиции русского народа» Учащиеся МЭЛ и школ г. Саратова 25/19
В течение года Концерты одаренных детей «Созвездие талантов» Дети-музыканты области 86/24

Сравнение уровня достижений лицеистов за 2 года показывает рост активности детей в конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня по сравнению с прошлым учебным годом. Рост данных показателей свидетельствует о повышении активности преподавателей по презентации лицеистов на открытых мероприятиях, повышении успешности лицеистов, причем не за счет увеличения количества конкурсов, в которых приняли участие лицеисты, а за счет увеличения количества участников и повышение результативности.

Общее количество участников этих и многих других мероприятий составляет:

Таблица 6

Параллель Общее количество победителей и призеров Муниципальный Региональный Всероссийский
1-4 класс 203 158 5 40
5-11 класс 134 55 47 32
Проектная деятельность
гражданско-патриотического, эколого-краеведческого, спортивного направления
240 177 41 22
ИТОГО 577 390 93 94

Некоторые дети показывают особенно высокие результаты. Так Александра Ярыгина и Кристина Пак имеют по 16 побед за участие в конкурсах различного уровня. За свои достижения они были удостоены стипендий международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. Кроме того, Дарья Орловская, Софья Ключникова и Кирилл Чуприянов были удостоены именных стипендий губернатора Саратовской области.

Наряду с традиционными видами деятельности РЦ, в истекшем году было реализовано еще одно: тренинговая деятельность. Так в апреле по плану Ресурсного центра были организованы и проведены для одаренных детей города тренинги личностного роста. В них приняли участие 32 подростка из МБОУ СОШ № 5,12,15,23,30,32,33.

Организаторы и ведущие тренинга Н.В. Бригадиренко и С.В. Кудашова создали условия для позитивного взаимодействия и социальной адаптации участников, для формирования мотивации на самопознание и саморазвитие. Занятия были нацелены на создание представления о себе как о личности, на развитие адекватной самооценки, рефлексии. Участники познакомились и попробовали на себе эффективные модели самопрезентации, приобрели коммуникативные навыки, научились слушать и слышать друг друга.

Два тренинговых занятия в рамках КПК были организованы и проведены для педагогов ДМШ. На данном тренинге были рассмотрены важные для профессионалов вопросы осознания своей индивидуальности в педагогической деятельности. Участники нашли резервы для более эффективной работы, выделили причины возможных или истинных профессиональных проблем. И самым главным эффектом стала выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с одаренными детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно – ориентированной модели общения.

Главным результатом работы РЦ является диссеминация опыта работы с одаренными детьми, продвижение выбранных направлений:

  • Творческая среда как условие развития одаренности;
  • Тьюторское сопровождение одаренных детей;
  • Акмеологические технологии развития одаренности;
  • Возможности ИКТ в работе с одаренными детьми;
  • Развитие исследовательского мышления одаренных детей.

Предложения по приоритетному направлению на следующий год.

  1. Продолжить работу ТРГ (встречи 1 раз в четверть);
  2. Тренинговую работу с одаренными детьми организовать в системе (изучив запрос);
  3. Развивать выбранные направления и обобщить опыт работы педагогов школ через публикации;
  4. Организовать постоянно-действующие семинары в рамках сетевого взаимодействия регулярно, соответственно выбранному направлению.